Rambler's Top100
CornerCircleTop.gif (2282 bytes)

Об использовании методов молекулярного моделирования в профильном обучении и проведении дополнительного обучения

CornerCircleBottom.gif (1087 bytes)
Главная
Новости
Контакты
Библиотека
Учебная работа
Диссертации
Проф.обучение
Ссылки
VButtonBarBottom.gif (183 bytes)
 

В настоящее время во всем мире происходит быстрый прогресс в накоплении знаний о молекулярных основах функционирования живых систем. Эти знания имеют большой инновационный потенциал и быстро переходят в новые технологии, формируя новый облик экономики развитых стран. В Российской Федерации направление «Технологии живых систем» отнесено к приоритетным направлениям развития науки и технологий. Быстро идет развитие в сфере биотехнологий и биоинженерии. С этими направлениями тесно связано и развитие ряда областей в сфере нанотехнологий. Здесь ожидается серьезный прорыв и в сфере производства.

Подготовка специалистов в этих наукоемких областях требует определенных дополнительных усилий, связанных как с содержательной частью естественно-научного и специального образования, так и в реализации новых методических подходов для профессиональной ориентации широких слоев учащейся молодежи в перспективных сферах наукоемкого производства.

Одна из серьезных проблем здесь связана с традиционным подходом к изучению молекулярных структур и процессов с их участием. Обычно это подход требует серьезной математической подготовки на уровне университетских курсов математики  и физики, т.к.  мир молекул не доступен чувственному восприятию и познается через систему абстрактных понятий. Вместе с тем развитие современных методов компьютерного молекулярного моделирования, которые используются в научных исследованиях и в прикладных областях позволяет подойти по-новому и к методике образования в этой сфере.

Разработка научных и методических основ использования современных средств молекулярного моделирования и молекулярной графики в преподавании естественнонаучных дисциплин прежде всего в старших классах, научных кружках для привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и наукоемкого производства (биоинженерия, биотехнология, нанотехнология, фармакология и молекулярная медицина и пр.)  основана на подробном изучении  динамического поведения отобранной серии  молекулярных структур и процессов с их участием. При этом предоставляемая информация основана на реальных силах,  действующих между атомами и молекулами и имеет статус вычислительного эксперимента. Результаты вычислительных экспериментов наглядно,  в выбранном масштабе отображаются на мониторе, формируя пространственные и временные образы процессов в мире молекул. Это важно для выработки научной интуиции и ее дальнейшего использования в наукоемких технологиях и не требует от учащегося развитых навыков обращения с соответствующими абстрактными понятиями,  что является очень серьезным барьером при изучении молекулярных явлений и использовании этих знаний при решении практических вопросов.

Быстрый прогресс в накоплении знаний о молекулярных основах функционирования живых систем, трансформация этих знаний в конкретные наукоемкие технологии и их коммерциализация требуют определенных изменений в политике и методах подготовки кадров для биоинженерии, биотехнологии и нанотехнологий. С одной стороны, стандартное высшее университетское образование в ряде случаев оказывается недостаточным для раскрытия творческого потенциала работника в этой сфере. Это связано с большим объемом необходимой мультидисциплинарной фундаментальной подготовки. Такие образовательные усилия требуют от учащегося сильной мотивации уже на ранних стадиях обучения, включая старшие классы средней школы. Однако приемы и методы, формирующие эту мотивацию, разработаны недостаточно. Необходимо сделать так, чтобы учащийся уже на ранних стадиях получал моральное поощрение путем выработки чувства причастности к изучению тайн природы и приложения этих знаний к практически интересным задачам.

Есть и другая сторона проблемы. Развитие наукоемких отраслей производства в обсуждаемых сферах деятельности требует не только определенного числа высококвалифицированных и творчески одаренных специалистов. Необходимо во много раз большее количество специалистов средней квалификации, качественно выполняющих конкретные задания. Известен классический пример архитектурной проектной мастерской, в которой идеи ведущего архитектора реализуют значительное количество инженеров. Эти работники рассчитывают конструкции и еще большее число чертежников, переводящих эти идеи в конкретный проект. Конечно, в современных наукоемких производствах способы работы сильно отличаются от этого примера, но трудно придумать что-либо иное с точки зрения принципиальной организации дела. Поэтому остро стоит вопрос о подготовке среднего технического персонала для современного наукоемкого производства. При этом неизбежно придется перешагнуть серьезный психологический барьер, связанный с отсутствием у учащихся фундаментальных научных знаний, а часто и с отсутствием способности к приобретению таких знаний.

В этом плане, разрабатываемые ниже задачи и методы, обладая достаточной фундаментальностью, не требуют значительных усилий абстрактного мышления для восприятия происходящих процессов и явлений. Проведение манипуляций с молекулами наглядно отображается на мониторе. При этом реакция со стороны объекта является адекватной внешнему воздействию, так как определяется реально действующими межатомными силами. Предварительный опыт использования этого подхода при работе с учениками московской школы №1326 в рамках экспериментальной площадки в ЗАО г.Москвы показывает полезность и реальность такого подхода. Вполне возможно, что такой подход окажется полезным далее не только для профильных школ и лицеев, но и в системе профтехобразования при подготовке технических кадров для наукоемких производств.


Главная ] Новости ] Контакты ] Библиотека ] Учебная работа ] Диссертации ] Проф.обучение ] Ссылки ]

МГУ им. Ломоносова Rambler's Top100